Интегративный подход в травматерапии: концепции, методы, техники
![](/local/templates/lestvica/images/mi1.png)
Описание курса
Инструкция к освоению программы
Программа курса направлена на последовательное освоение специалистами: а) наиболее известных теоретических подходов и концепций, б) практических методов и техник, применяемых в немедикаментозной терапии психических травм. Интегративный подход к построению программы позволяет охватить широкий спектр знаний из таких глобальных кластеров современной психологии как телесно-ориентированный подход, когнитивно-поведенческий подход и процессцальная и аналитическая психотерапия. Программа курса предполагает активную апробацию различных коррекционных методов и психотехник. Принцип комплементарности, заложенный в основу курса, позволяет рассматривать методы и техники таких психологических школ как:
· Соматическая терапия психической травмы П. Левина;
· Процессуально-ориентированная терапия А. Минделла;
· Духовно-психологический подход к травматерапии К. Калшеда;
· Терапия «священной раны» в сакральной психологии Дж. Хьюстон;
· Теория развития выших психических функций Л.С. Выготского;
· Психогенетическая теория возникновения расстройств В.М. Мясищева;
· Метод фокусинга в работе с внутренними состояниями Ю. Джендлина.
Программа данного курса также включает авторские практические разработки и оригинальные психотехники, направленные на проработку последствий психотравм.
В программе курса также представлен взгляд автора на специфику психотерапевтической работы с различными последствиями боевого стресса (дистресса) и боевых психотравм. Все представленные ниже авторские разработки прошли успешную апробацию в ходе реализации авторских курсов по кризисному семейному консультированию и травматерапии, проводимых при поддержке Ассоциации организаций по защите семьи (АОЗС) в 2022-2023 гг. в г. Саратове и г. Мариуполе.
Порядок освоения теоретических и практических материалов данного курса. Программа освоения данного курса состоит из 2-х частей.
Первая часть представляет текстовые учебно-методические материалы, которые объединены в 8 глав, включают итоговый срез знаний и могут быть изучены самостоятельно через интерактивный обучающий портал - https://sdo.lestvicza.ru/.
Вторая часть предполагает очный формат обучения, с приглашением автора-разработчика курса для проведения групповых практических занятий с обучающимися специалистами на основе групповой терапии, с возможностью проведения супервизии и интервизии.
Освоение теоретических материалов строится на поэтапной, систематизированной оценке освоения качества знаний в интерактивном режиме через тестирование по специально разработанным вопросам. Практические занятия включают проработку личного травматического опыта участников и анализ типичных кейсов (случаев из практики), что открывает возможности для наработки специфических знаний и умений, значительно повышающих эффективность работы в будущем.
Методические рекомендации по практическому освоению курса
В процессе освоения курса интегративной травматерапии рекомендуется:
· признавать равную значимость и ценность различных теорий/концепций, составляющих его содержательную базу;
· стремиться к пониманию специфики различных типов психотравм, в зависимости от событийности и индивидуальных реакций;
· последовательно сочетать освоение теоретических знаний, положенных в основу различных подходов с освоением техник проработки последствий психотравм и техник посттравматической реинтеграции;
· провести поэтапную и целенаправленную проработку собственных психотравм, всех их последствий, включая деструктивное восприятие мира, мышление и эмоциональное реагирование;
· вырабатывать собственный взгляд на целесообразность применения тех или иных подходов и техник для проработки травматического опыта;
· апробировать на собственном опыте пути и методы коррекции когнитивных искажений, возникающих при психотравмирующих переживаниях;
· выборочно апробировать отдельные психотехники, используемые для стимуляции посттравматического личностного роста;
На завершающей стадии обучения предполагается вручение сертификата после представления индивидуальной творческой работы по одной из проблем, затрагиваемой в рамках общей тематики курса.
Тематическое содержание:
Инструкция к освоению программы
Глава 1. Введение в ключевые понятия травматерапии. Краткий обзор отдельных концепций и методов травматерапии.
Глава 2. Классификация психотравм на основе психологического содержания и рекомендации по их терапевтической проработке.
Глава 3. Теория и практика соматической терапии психических травм П. Левина.
Глава 4. Терапевтическая проработка последствий психотравм на основе процессуального подхода А. Минделла.
Глава 5. Когнитивные искажения, возникающие под влиянием аффектов.
Диагностика и коррекция посттравматических моделей реальности
Глава 6. Контекстуально – смысловая модель диагностики и коррекции последствий психической травматизации.
Глава 7. Проблемы и пути комплексной проработки последствий боевого стресса и боевых травм.
Глава 8. Психотехники и упражнения для развития личных ресурсов и проработки последствий психотравм.
Заключение
Итоговые вопросы по контролю качества освоения курса
Список дополнительной литературы
Приложения 1-7
![](/local/templates/lestvica/images/mi24.png)
На кого рассчитан курс?
![](/local/templates/lestvica/images/mi23.png)
Как проходит обучение?
Каждый модуль завершается итоговым тестом. Переход к обучению последующего модуля возможен после прохождения предыдущего. Дистанционное обучение считается завершенным после изучения материалов всех модулей и прохождения всех промежуточных и итоговых тестов.
По необходимости в процессе изучения модулей Вы можете обращаться за комментариями или с вопросами к авторам курса по указанным контактам.
![](/local/templates/lestvica/images/mi25.png)
Сертификаты об окончании модулей курса
![](/local/templates/lestvica/images/sertbig.png)